Как и все другие боевые искусства Японии, Айкидо уходит своими корнями в прошлую историю.
Истоки этого боевого искусства восходят, по меньшей мере, к IX веку.
Именно тогда, согласно преданию, принц Сададзуми (874-916), сын императора Сэйва, наблюдал за пауком в императорском саду и был поражён тем, как цепко тот держится за паутину, опутывая муху своей шелковистой нитью.
Йосимитсу явно был исключительно тренированным и знающим человеком.
Говорят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая как паук, ловко ловит большое насекомое тонкой сетью.
Название его дома и дало название его системе «айки-дзюдцу».
Тем не менее, в то время существовало уже множество школ Дзю-дюзюцу и в некоторых из них изучали айки-дзюдзюцу – общий метод самообороны от всех мыслимых форм нападения, основанный на использовании силы противника против него самого.
Айки-Дзюдзюцу принца Сададзуми развивалось поколение за поколением.
Наконец, в XII веке во главе этой школы встал Синра Сабура Минамото Ёсимицу – выдающийся полководец и глубокий знаток медицины.
В этот период возник один из самых характерных элементов айкидо – защита от захватов за руки, которая проводится в различных стилях самыми разнообразными способами.
Считается, что эта системе техник развилась именно благодаря Ёсимицу, который обратил внимание на то, что у самурая, даже облачённого в доспехи, кисти рук и запястья редко бывают защищены бронёй, мешающей чувствовать меч.
В результате именно эти части тела оказывались самыми уязвимыми: выкрутив запястье нападающему или толкнув его под локоть, можно было без труда вывести его из строя.
Так же, утверждается, что Ёсимицу ввёл в практику своей школы множество приёмов освобождения и активной защиты и уклонения от захватов, потому что захват кисти руки, локтя или предплечья в момент, когда вражеский воин извлекает меч из ножен.
Второй сын Ёсимицу, Ёсикиё, добавил техники «перехвата меча», позволяющие невооружённому воину защититься от длинного или короткого меча. В тот же период Минамото Ёсимицу принял новое имя – Такэда (провинция Кай) в честь города, в котором он жил; далее это имя передавалось из поколения в поколение.
В дальнейшем техника передавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такэда, и изучать ее могли только члены семьи и родственники.
Это искусство так же практиковалось исключительно самураями и сохранялось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности в начале периода Мейджи в 1868 г.
Вначале XX века тридцать второй по счёту глава клана Такэда, Такэда Сокаку, решил возродить старинное фамильное искусство и, поселившись на Хоккайдо, открыл школу айкидзюдзюцу, которую назвал. Дай-то – в честь своего поместья.
И он начал учить этому искусству за пределами владений Такэда. Так зародился стиль Дайто-Рю айки-дзюдзюцу.
Позднее сын Такэды Сокаку, Токимунэ Такэда, унаследовал отцовский додзе в провинции Абасири, которому дал название Дайтокан на острове Хоккайдо. Это имя школа носит, и по сей день.
Самым выдающимся учеником Сокаку Такэда был Морихэй Уесиба.
Уэсиба Сенсей, человек редких способностей, который добавил к школе «дайто» основные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы, считается основателем современного айкидо.
Морихей Уэсиба – создатель Айкидо.
«Айкидо – это не боевое искусство для борьбы с врагом, это не техника для уничтожения противника. Это путь, по которому мир придет к гармонии и человечество станет единым большим домом», скажет Уэсиба уже в преклонном возрасте, став уже легендой.
С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими тренировками.
Hесмотря на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихэй уже в короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэндо).
Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее лидером и получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).
В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела значение для будущего развития техники Айкидо.
Это был авторитетный учитель, который практиковал боевое искусство,метод дайто (дайто-рю), которое практиковалось с XI века в тайных школах , и из которого позже развилось айки-дзюцу.
Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя.
Айкидзюцу уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэндзюцу), а так же действенные способы выведения противника из равновесия и болевого воздействия. Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной сил.
Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными учениками.
За свою одаренность и особое рвение Уэсиба был зачислен мастером Такэдой в число избранных.
Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал всем наставлениям учителя.
В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера.
Весной того же года Морихэй Уэсиба встречается с Ванисабуро Дэгути, основателем религиозного направления Омото-ке.
Проповеди Ванисабуро Дэгути о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэя Уэсибу, что он в 1919 году переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото-ке, располагавшейся неподалеку от Киото.
С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленной духовной работой.
Это было время четырехлетней аскезы на горной вершине, время напряженнейшего труда и исканий истинного смысла воинских искусств.
Уэсиба вступил в схватку с самим собой. Это незаметный, но титанический труд. И из этой схватки Морихей Уэсиба вышел победителем.
В своих рассуждениях, следуя заветам мыслителей древности, Уэсиба исходил из того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости.
Hынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой.
Для человека, преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой.
Внешние победы есть результат победы внутренней. В единстве со Вселенной такой человек из любой схватки выходит победителем.
Так утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда ценным и непобедимым,
когда оно проникнуто Божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами.
Так зародилась духовная основа Айкидо.
С этого времени Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники Айкидо, добиваясь того,
чтобы гармонично соединить практику боя с духовным учением.
В 1936 году в Японии и Манчжурии открываются многочисленные школы Айки-Будзюцу (Айки-Будо). С 1940 года Айки-Будо становится элитарным боевым искусством Японии, которому обучаются высшие военные чины, промышленники и университетские верхи.
Уэсиба-сихан приобретает в Японии большую популярность.
Особенно укрепилась его репутация среди высших офицеров армии и флота. У создателя Айкидо брали уроки адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ.
Тем не менее, Уэсиба вскоре уезжает в провинцию, и поселятся в горах префектуры Ибараки.
Двенадцать лет прожил он в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками.
Военные авантюры не привлекали философа. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты.
Мастерство его неуклонно возрастало.
Шестидесятилетний старик легко одолевал нескольких вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной грацией и быстротой.
Поражение в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу.
Рушились вековые моральные ценности – миф о богоизбранности и в духовном превосходстве японской нации.
В 1948 году, когда был снят запрет на практику воинских искусств, Уэсиба, перебирается с ближайшими учениками в Токио,
где основывает Общество Айкидо (Айкикай) и открывает Центральный клуб (Айкидо хонбу додзе).
Демонстрация Айкидо, на всеяпонском фестивале воинских искусств в 1954 году, имела столь феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции.
В 1960 году за создание Айкидо О'Сэнсэй Морихей Уэсиба удостоен императорской награды «Медали чести с розовой лентой».
В 1964 году Уэсиба награжден Японским Орденом Почета за заслуги перед нацией в развитии боевых искусств.
И сейчас это удивительное искусство ведет за собой новых и новых людей на земле, стремящихся к совершенству, гармонии с природой и верящих в доброту и любовь.
© 2013-2023
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете гиперссылка обязательна.